Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования – исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особому» ребенку.
Закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013, устанавливает содержание инклюзивного образования, которое включается в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Сегодня инклюзивное образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, то есть разными образовательными потребностями.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Ссылки на видео-аудиоролики, разработанные в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"
https://www.youtube.com/watch?v=PF7hlrz9yPA&feature=youtu.be https://www.youtube.com/watch?v=XlpbI_nq3jk&feature=youtu.be https://www.youtube.com/watch?v=YrgIXIYmEqI https://www.youtube.com/watch?v=GDBErFVktaw https://www.youtube.com/watch?v=ZnJVzqW68cw https://www.youtube.com/watch?v=q35QgSUdhKo https://www.youtube.com/watch?v=e4im7OLmv5o https://www.youtube.com/watch?v=KDFIKQMrW2s https://www.youtube.com/watch?v=zzGrMLrVVdA
Доступность для детей с ОВЗ и детей – инвалидов
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [ст. 2 п. 27 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ]
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
О доступности образовательных услуг для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
В МДОУ детский сад №4 "Совенок" ЯМР на 2021 -2022 учебный год функционируют 6 групп общеразвивающего вида. Лиц с ОВЗ и детей-инвалидов - нет.
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах
Специальных кабинетов для практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено. Занятия проводятся в групповых помещениях.
Информация о библиотеке(ах), приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МДОУ используется библиотека методического кабинета, групповые мини-библиотеки. В методическом кабинете расположена библиотека учебно-методической литературы по образовательным областям, подборка изданий периодической печати, электронные ресурсы, детская художественная литература. В групповых помещения расположены мини-библиотеки, включающие в себя учебно-методическую литературу, художественную литературу для чтения детям.
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МДОУ созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Имеется музыкальный/физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется оборудование, спортивный инвентарь для ведения физкультурно-оздоровительной работы. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо – физиологическим особенностям детей, их возрасту.
На территории МДОУ имеется оборудованная физкультурная площадка.
Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации ООП ДОУ, как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации
Конструктивные особенности здания МДОУ предусматривают наличие пандусов, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Входная площадка имеет навес, домофон, кнопка вызова помощника. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Информация о специальных условиях питания
В МДОУ № 4 «Совенок» организовано 4-х разовое сбалансированное питание в соответствии с примерным 10 – дневным меню, утвержденным заведующей МДОУ. Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Информация о специальных условиях охраны здоровья
В МДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В МДОУ имеется медицинский и процедурный кабинеты. В штате учреждения имеется медицинский работник – старшая медицинская сестра. В МДОУ организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры).
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Особые условия доступа к информационным системам и информационно – коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья не имеют доступ к электронным образовательным ресурсам.
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МДОУ имеются технические средства обучения коллективного пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) – в музыкальном зале;
- музыкальные центры (музыкальный зал);
- магнитофон
- акустические колонки, микрофоны.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в МДОУ оборудованием.
Специальные технические средства обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ не используются.